Глоссарий
Командно-диспетчерский пункт
ФОТОГАЛЕРЕЯ КДП, СМОТРИ ЗДЕСЬ >>
Командно-диспетчерский пункт или сокращенно КДП – «Вышка» (Tower), пожалуй, самое видимое и запоминающиеся сооружение на любом аэродроме (в аэропорту), откуда и осуществляются управление воздушным движением (УВД) в районе аэродрома, в зоне взлёта и посадки, а также - обслуживание воздушного движения в пределах установленных границ в районе диспетчерской службы и в зоне местных воздушных линий.
Со своего рабочего места на КДП авиадиспетчер должен иметь возможность визуального обзора всего летного поля. Именно по этой причине диспетчерские пункты располагаются на верхних этажах "Вышки" - зданий аэропортов, в надстройках на зданиях или в отдельных зданиях КДП. По этой же причине здания КДП стараются располагать, как правило, равноудаленно от концов взлетно-посадочной полосы.
Для исключения бликового эффекта (ослепление пилотов ВС светом, отраженным от остекления) стекла витражей КДП всегда устанавливаются под углом 150 к вертикали.
Традиционно командно-диспетчерские пункты строятся так, чтобы обеспечивался обзор аэродрома и воздушной зоны в пределах, установленных для диспетчеров стартового пункта и пункта руления.
С "Вышки" хорошо видно всю территорию аэродрома. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.
Также возможно решение по оснащению вертодромов и аэродромов авиации общего назначения на базе модульных зданий или КДП мобильного развертывания (МКДП), которые предназначены для оперативного оснащения временно действующих аэродромов, посадочных площадок и других объектов, где требуется организация диспетчерского (информационного) пункта в кратчайшие сроки.
Самое высокое КДП в России построено в г. Красноярске, высота «вышки» 63,62 метра >>
Самое западное здание КДП расположено в г. Калининграде (аэропорт «Храброво») >>
Самое северное КДП расположено в г. Норильск (аэропорт «Алыкель») >>
Самое южное КДП расположено в г. Махачкала (аэропорт «Уйташ») >>
Самое восточное КДП расположено в Бухта Провидения (аэропорт «Бухта Провидения») >>
---------------------------------
Извлечение их Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" (утв. приказом Минтранса РФ от 25 ноября 2011 г. № 293):
3.3.7. Аэродромное диспетчерское обслуживание осуществляется на аэродроме и вблизи аэродрома в границах диспетчерской зоны.
3.3.8. Аэродромное диспетчерское обслуживание в зависимости от интенсивности или сложности воздушного движения осуществляется, как правило, с диспетчерского пункта "Вышка", в организационной структуре которого могут находиться секторы (направления) с определенной для каждого из них зоной ответственности, либо осуществляется с самостоятельных диспетчерских пунктов:
- диспетчерский пункт круга (далее - ДПК);
- стартовый (вспомогательный стартовый) диспетчерский пункт (далее - СДП, ВСДП);
- пункт диспетчера посадки (далее - ПДП);
- диспетчерский пункт руления (далее - ДПР);
- пункт диспетчера старта и руления (далее - ПДСР);
- диспетчерский пункт системы посадки (далее - ДПСП), объединяющий зоны ответственности ДПК и ПДП, либо при необходимости в сочетании с диспетчерского пункта "Вышка" и с самостоятельных диспетчерских пунктов, перечисленных в настоящем пункте, для обслуживания воздушного движения:
- по аэродромному кругу полетов;
- на предпосадочной прямой и/или взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП);
- на площади маневрирования, исключая ВПП.