Глоссарий

Р

Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь

Радиотехническое обеспечение полетов ВС и авиационная электросвязь в гражданской авиации  (РТОП и АС) является одной из важнейших составляющих аэронавигационного обслуживания.

Организация РТОП и АС в Российской Федерации определена в Федеральных авиационных правилах «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», которые устанавливают порядок организации радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи в гражданской авиации в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства Российской Федерации, органов обслуживания воздушного движения, обеспечения безопасности воздушного движения. (Приказ Минтранса России от 20.10.2014 №297)

В состав наземных средств радиотехнического обеспечения полетов входят средства наблюдения, навигации и посадки, авиационной электросвязи, а также системы и средства автоматизации управления воздушным движением и системы и средства электроснабжения.

К средствам наблюдения относятся: 

обзорные радиолокаторы трассовые  (ОРЛ-Т), обзорные радиолокаторы аэродромные (ОРЛ-А), вторичные радиолокаторы (ВРЛ), посадочные радиолокаторы (ПРЛ), радиолокаторы обзора летного поля (РЛС ОЛП), наземные станции аэродромной многопозиционной системы наблюдения (МПСН-А), наземные станции широкозонной многопозиционной системы наблюдения (МПСН-Ш), наземные станции контрактного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-К), наземные станции радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-Н), автоматические радиопеленгаторы (АРП) и оборудование видеонаблюдения.

К средствам навигации и посадки относятся:

всенаправленные радиомаяки азимутально-дальномерные (РМА/РМД), радиотехнические системы ближней навигации (РСБН), отдельные приводные радиостанции (ОПРС), маркерные радиомаяки (МРМ), оборудование системы посадки (ОСП (БПРМ, ДПРМ), радиомаячные системы инструментального захода ВС на посадку (РМС) и глобальная навигационная спутниковая система (GNSS).

К  средствам авиационной электросвязи относятся:

радиопередатчики, радиоприемники и радиостанции ВЧ, ОВЧ диапазонов, автоматизированные приемо-передающие центры (АППЦ), автономные радиоретрансляторы (АРТР), системы коммутации речевой связи (СКРС), каналообразующее оборудование и системы, наземные станции спутниковой связи, оборудование автоматической передачи метеорологической и полетной информации (АФИС, АТИС, ВОЛМЕТ) и оборудование авиационной наземной сети передачи данных и телеграфной связи (АНС ПД и ТС).

К системам и средствам автоматизации управления воздушным движением относятся:

Аэродромные и трассовые средства автоматизации управления воздушным движением (АС УВД), диспетчерские пульты (ПД), средства отображения (СОИ), средства единого времени, оборудование документирования и воспроизведения информации (АДИ), программно-аппаратные средства обработки плановой информации, системы управления и контроля за наземным движением (КСА НКАД).

К системам и средствам электроснабжения относятся:

Линии электропередач (ЛЭП), трансформаторные подстанции (ТП), дизельные электростанции (ДЭС), автономные ветроэнергетические комплексы (АВЭК), автономные солнечные энергетические системы, источники бесперебойного питания (ИБП), химические источники питания (АКБ) и системы кондиционирования воздуха.

Надежными источниками информации о воздушной обстановке являются трассовые и аэродромные радиолокаторы, работающие как по первичному, так и по вторичному каналам.  С целью непрерывного наблюдения за воздушными судами на трассах и в районах аэродромов  развернуто более 390 трассовых,  аэродромных и вторичных радиолокаторов. По первичному каналу на высоте полета ВС Н=10000м зона перекрытия воздушного пространства составляет более 90%, по вторичному каналу более 98%, на высоте полета ВС Н=6000м перекрытие составляет по первичному каналу более 70% и более 85% по вторичному каналу. Филиалы «МЦ АУВД» и «Аэронавигация Северо-Запада» приступили к установке вторичных радиолокаторов нового поколения использующих международный диапазон «S».

Зона видимости ВРЛ (вторичных радиолокаторов) на высоте полета воздушных судов Н=10000м.>

Зона видимости ПРЛ (первичных радиолокаторов) на высоте полета воздушных судов Н=10000м.>

Продолжается оснащение филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД" перспективными системами и средствами наблюдения и навигации.

Установлено и введено в эксплуатацию более 100 ЛККС (локальная контрольно-корректирующая станция) как элемент спутниковой системы GNSS и более 110 наземных станций радиовещательного автоматического зависимого наблюдения АЗН-В.

Более 90 аэродромов РФ оборудованы радиомаячными (инструментальными) система посадки ВС (РМС), что значительно снижают  метеоминимум посадки воздушных судов ГА и позволяет  их заход на посадку в более сложных метеоусловиях и в  автоматическом режиме.  РМС четырех аэродромов (Шереметьево, Домодедово, Пулково и Елизово), позволяют заход ВС в соответствии с требованиями III категории ИКАО (заход в автоматическом режиме от границы зоны действия РМС до поверхности ВПП и руление по ВПП после посадки). 18 аэродромов оборудованы в соответствии с II-ой категорией ИКАО (заход в автоматическом режиме от границы зоны действия РМС до высоты принятия решения, соответствующей не менее 30м над горизонтальной площадью, проходящей через порог ВПП. 72 аэродрома оборудованы в соответствии с I-ой категорией ИКАО (заход в автоматическом режиме от границы зоны действия РМС до высоты принятия решения, соответствующей не менее 60м над горизонтальной площадью, проходящей через порог ВПП.

Повышение точности навигации на трассах и районах аэродромов, увеличение пропускной способности и  возможность контроля на борту ВС дальности на посадочной прямой без помощи диспетчеров все эти задачи решают азимутально-дальномерные маяки типа РМА/РМД и DVOR/DME. 

В соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)» установлено более 102 таких маяков с целью создания сплошного навигационного поля.

8 февраля 2017 года впервые в истории существования аэродрома Петропавловск-Камчатский (Елизово) были выполнены подходы по схемам зональной навигации RNAV (GNSS) и применение радиомаячной системы ILS для точного захода на посадку на взлётно-посадочную полосу 16 R. Установка радиотехнического оборудования, позволяющего ВС выполнять точные заходы на посадку с обоими курсами в условиях горной местности, постоянно меняющейся погоды, обусловленной суровым климатом главной воздушной гавани Камчатки – выводит аэронавигационное обслуживание на более высокий уровень.           

АС УВД укрупненных центров

7 единиц

Средства автоматизации ОВД

151 единиц

Средства радиолокации

392 единиц

Средства навигации

1 966 единиц

Средства ВЧ и ОВЧ р/связи

9 968 единиц

Локально контрольно-корректирующие станции ЛККС - 2000

более 100 станций

Историческое событие: в 1954 году была принята на эксплуатацию первая отечественная радиолокационная система посадки РСП-4, в дальнейшем модернизированная и получившая название РСП-5.

Техническая эксплуатация РТОП осуществляется инженерно-техническим персоналом, имеющим подготовку соответствующего уровня и профиля, прошедшим стажировку и имеющим практические знания, квалификацию и допуск к самостоятельной работе.

Инженер и техник  по радионавигации, радиолокации и связи (включая старшего) организует техническую эксплуатацию средств радиотехнического оборудования и связи, электрооборудования, дизель-электрических агрегатов, контроль за техническим состоянием электро хозяйства, средствами аварийного электропитания, метрологическое обеспечение радионавигационного, радиолокационного оборудования и средств связи.

Общее руководство организацией радиотехнического обеспечения полетов в гражданской авиации осуществляют службы ЭРТОС центров ОВД и филиалов.

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.