Глоссарий

Г

Генеральные директоры ФГУП Госкорпорация по ОрВД". История.

Борисов Яков Иванович,
перый в истории предприятия Временно исполняющий обязанности генерального директора ФУП "Госкорпорация по ОрВД" (1996).

В июне 1996 года, приказом Министра транспорта РФ от 21 июня 1996 года № 48 «О мероприятиях по созданию Госкорпорации по ОВД», Я.И. Борисов назначен Временно исполняющим обязанности Генерального директора Госкорпорации по ОВД и руководителем группы по её созданию.

В результате ряда решений Правительства РФ в 1995 г. Комиссия по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация)  была упразднена. Постановлением Правительства от 14.05.1996 г № 583 «Вопросы Федеральной авиационной службы России»  поручалось создать  на базе ГП «ГЦ ППВД»  ФУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения».

В тот период важно было договориться с органами государственного регулирования о принципах формирования и хозяйственного управления ресурсами в системе государственных предприятий (на то время самостоятельных) по ИВП и УВД.

Под руководством и непосредственном участии Я.И. Борисова был разработан документ «Основные принципы создания Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения и ее дочерних предприятий», согласованные  государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и утвержденные руководством Федеральной авиационной службы РФ.

 

Кушнерук Борис Иванович,
Генеральный директор ФУП «Госкорпорация по ОВД» (1996 - 2004).

Первый генеральный директор ФУП «Госкорпорация по ОВД» - Кушнерук Борис Иванович, рассказывал после 8 лет руководства предприятием:

«…Надо отметить, что Единая система организации воздушного движения России уникальна. По своим масштабам она занимает лидирующее место в мире. Вдумайтесь в эти цифры: площадь обслуживаемой нами территории - 25 млн. кв. км, протяженность воздушных трасс - более 500 тыс. км».

Борис Иванович  не понаслышке знал о небе! Окончив Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, в вооруженных силах страны он прошел путь от простого летчика до начальника Управления по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Кто, как ни человек с колоссальным опытом и закаленный военной дисциплиной, мог возглавить такое масштабное по своим целям и задачам Предприятие.

«…Главным итогом прошедших лет можно считать сохранение ЕС ОрВД России как государственной структуры. В настоящее время это целостная организация, обеспечивающая национальную безопасность в области управления и обслуживания воздушного движения…»

«…Конечно, в 1990-е годы мы порядком отстали от ведущих мировых стран в обновлении и модернизации средств радиолокации, связи, документирования и передачи данных. Однако за последние годы многое удалось наверстать. При этом ставка делается на отечественного производителя технических средств связи, навигации и наблюдения, на рациональное использование имеющихся средств различных ведомств. Исходя из финансовых возможностей, ведется плановая модернизация и оснащение военных и гражданских секторов центров техническими системами и оборудованием с учетом новых достижений в этой области НИИ, КБ и серийных предприятий оборонно-промышленного комплекса…»

Итогом его работы можно считать его же слова:

«…Конечной целью реорганизации является превращение ФУП «Госкорпорация по ОВД» в эффективно функционирующий единый хозяйственный механизм, обеспечивающий пользователей воздушного пространства всеми аэронавигационными услугами в динамично меняющихся условиях рынка и обеспечивающий требуемый уровень безопасности при управлении движением воздушных судов в небе России. И с этой задачей мы справимся!»

 

Алексеев Олег Николаевич,
Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (2004  - 2007).

На смену предыдущему руководителю в 2004 году пришел Олег Николаевич Алексеев, который начинал свою карьеру с должности авиадиспетчера после окончания Санкт-Петербургской академии гражданской авиации по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта».

Благодаря выбранному курсу дальнейшего развития, доходы Предприятия в 2005 году выросли в 1,25 раза, в государственную казну было уплачено налогов на сумму более 1 млрд рублей.

В том же году объемы аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства на воздушных трассах ЕС ОрВД возросли в целом на 3,6%, было введено в действие 25 новых воздушных трасс (из них 17 — международных).

Выросло количество полетов иностранных авиакомпаний и общая протяженность международных трасс, обслуживаемых центрами управления предприятием (на 14 000 км).

В 2005 и 2006 годах при невозможности повышения тарифов за аэронавигационное обслуживание, являющихся предметом государственного регулирования, в условиях постоянного роста тарифов на энергоносители, транспорт и стоимость товаров промышленного производства, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» поддерживался ежегодный уровень затрат на модернизацию средств производства в размере более 1,6 млрд рублей…

Предпринимаемые предприятием меры позволили значительно снизить средний износ эксплуатируемого оборудования.

 

Горбенко Валерий Михайлович,
Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (2007 - 2012).

С 2007 года генеральным директором ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» назначается Валерий Михайлович Горбенко, ранее возглавлявший один из филиалов Предприятия «Аэронавигация Юга».

Заслуженный военный летчик СССР, Генерал-лейтенант, Герой России, участник войн в Афганистане и Чечне – новый руководитель был готов к принятию важных решений для стабилизации и дальнейшего развития Предприятия в это непростое время.

Приоритетным направлением деятельности Предприятия на этот период являлось выполнение мероприятий по техническому перевооружению ЕС ОрВД, запланированных Федеральной целевой программой «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009-2015)», основное внимание уделялась модернизации технического обеспечения воздушных трасс и созданию укрупненных центров УВД.

В результате кропотливой подготовительной работы специалистов Госкорпорации по проведению организационных мероприятий и разработке необходимой документации 17 ноября 2011 года Российская Федерация перешла на новую систему эшелонирования и сокращенные интервалы вертикального эшелонирования (RVSM).

В поздравлении Генерального директора коллективу Предприятия с 15-летием с момента образования, которое отмечалось 25 декабря 2011 года, прозвучали такие слова: «...Многогранна деятельность нашего Предприятия. И те показатели, с которыми мы с вами пришли к своему пятнадцатилетию заслуживают особого внимания. Достаточно сказать, что наш коллектив успешно претворяет в жизнь решение важных государственных задач по созданию укрупненных центров УВД, внедрению прогрессивных методов и технологий ОВД, переоснащения центров ОрВД на перспективные технические системы и средства».

 

Моисеенко Игорь Николаевич,
Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (2012 - 2022).

Моисеенко Игорь Николаевич –  генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», приступивший к работе в 2012 году.

«Являясь профессионалом в области организации воздушного движения, Игорь Моисеенко прошел трудовой путь от диспетчера Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела» в городе Ростов-на-Дону до Генерального директора государственного провайдера Российской Федерации в сфере аэронавигации. В разное время Игорь Моисеенко занимал руководящие должности в аэропортах Сочи и Международном аэропорту Внуково, в Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологической промышленной продукции «Ростехнологии», - отмечали в Росавиации.

В одном из своих интервью И.Н. Моисееко он говорил:

«…Реорганизация управления воздушным движением в России выполняется в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой Системы ОрВД РФ (2009-2020)». Основным мероприятием в ее рамках является создание 12 укрупненных центров… Это работа огромного масштаба… В 2015 году в структуре Госкорпорации было более 130 районных центров управления воздушным движением, на сегодня их осталось 33. За два-три ближайших года мы должны завершить программу модернизации и создания укрупненных центров УВД. В соответствии с Федеральной целевой программой таких центров должно быть 12 плюс один – Калининградский районный центр с самой максимальной протяженностью воздушных трасс.

А в апреле 2014 года для организации обслуживания воздушного движения был создан центр – «Крымаэронавигация». Район его ответственности охватывает воздушное пространство площадью около 163 496 кв. км над Крымским полуостровом, акваториями Черного и Азовского морей. Нам пришлось заменить все устаревшее оборудование этого центра, причем к тому же зарубежного производства и разномастного. Все поменяли на отечественную технику, поскольку на территории РФ может использоваться оборудование УВД и средства обеспечения безопасности полетов только отечественного производства.

Изучив международную практику, мы внесли большое количество изменений в техническое задание проекта Главного Центра ЕС ОрВД – структурного подразделения Госкорпорации (ГЦ ЕС ОрВД). В обозримом будущем создадим новый Главный Центр по аналогии с центром Евроконтроля, чтобы распространить на территории России опыт, которым уже пользуется весь мир. 
Переход на Интегрированную систему обработки планов полетов по системе аналогичной той, что действует в Западной Европе, позволит нам с гарантированным качеством решать все эти вопросы и снабжать органы ОВД качественной плановой информацией. При этом большое внимание было уделено внедрению средств автоматизированного взаимодействия с центрами управления полетами ряда крупнейших российских авиакомпаний.

Большое внимание также уделяется обучению персонала предприятия – это процесс непрерывный…»

Стоит также отметить, что для обеспечения постоянного совершенствования организации воздушного движения, радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи предприятие разработало, внедрило и поддерживает систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 и стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

Посредством СМК предприятие намерено добиться повышения управляемости, снижения непроизводительных затрат, роста доверия со стороны клиентов, конкурентных преимуществ на рынке услуг провайдеров АНО, улучшения взаимопонимания с национальными, международными и неправительственными авиационными организациями, более высокой оценки деятельности госкорпорации со стороны клиентов, коллег-провайдеров АНО, государственных структур и международных организаций».

 

Бобылев Дмитрий Владимирович,
Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 2022 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.