Глоссарий

П

Планирование использования воздушного пространства

Планирование использования воздушного пространства – это деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами. 

Планирование  ИВП осуществляется, в том числе, для целей поддержания баланса потребностей пользователей воздушного пространства и возможностей зон ОВД, а именно пропускной способности зон ОВД, при безусловном обеспечении безопасности полетов.

Термин «использование воздушного пространства» достаточно широкий и подразумевает под собой не только деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), но также и другую деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения: строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.

Планирование использования воздушного пространства (далее – планирование) осуществляется оперативными органами Единой системы ОрВД (главный, региональные, зональные и районные центры) на трех этапах: стратегическом, предтактическом и тактическом.

Стратегическое планирование осуществляется за 2 и более суток до дня использования воздушного пространства, предтактическое – накануне, а тактическое – в день использования воздушного пространства.

Планирование осуществляется на основании различных видов информации, поступающих в виде формализованных сообщений, а именно:
- планы использования воздушного пространства;
- разрешения на выполнение международных полетов;
- запреты и ограничения на использование воздушного пространства;
- разрешения на использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничения;
- данные о движении воздушных судов;
- сведения о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов.

Главный центр ЕС ОрВД РФ в процессе планирования ежедневно обрабатывает более 20 тысяч таких сообщений.

В целях обеспечения безопасности полетов не допускается планирование с превышением пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (ОВД), которая выражается количеством обслуживаемых воздушных судов в один час.

Пропускная способность зоны ОВД - это количество воздушных судов, которые могут быть обслуженны в данной зоне органом ОВД за единицу времени при соблюдении требуемых норм и правил обеспечения безопасности полетов.

Пропускная способность зоны зависит от следующих факторов:
- установленных норм и правил эшелонирования ВС;
- размеров зоны обслуживания;
- ОрВД в части структуры воздушного пространства;
-методов управления и регулирования потоков воздушного движения;
- уровня оснащения пунктов ОВД техническими средствами наблюдения и контроля за движением воздушных судов;
- уровня оснащения средствами навигации в данной зоне ОВД;
- уровня подготовки персонала пунктов ОВД. 

Для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности и соответствия объемов воздушного движения заявленной пропускной способности органов ОВД на всех трех этапах планирования органы ЕС ОрВД РФ параллельно осуществляют деятельность по организации потоков воздушного движения (ОПВД), целью которой является организация безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения.

Следует отметить, что своевременные меры ОПВД оказывают значительное содействие обеспечению регулярности и экономичности выполнения полетов с соблюдением приоритетного условия функционирования всей системы организации воздушного движения – безопасности полетов.

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.