Глоссарий

Б

Безопасность полетов

Что понимают под безопасностью полетов профессионалы?

Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных средств (ВС) или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию снижены до приемлемого уровня и контролируются, и называется безопасностью полетов.

Это означает, что угроза для жизни и здоровья людей, находящихся на борту воздушного судна, является относительным понятием, предполагающим, что в «безопасной» системе, наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.

Прежде всего - это контроль факторов риска.

Следовательно недопущение происшествий (или серьёзных инцидентов) может быть только желательным результатом, однако стопроцентный уровень безопасности, пока представляется недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, имеют место быть, т.к. ни один из видов человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, то есть свободными от риска.

В соответствующих официальных документах, отражено следующее:

«Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.» (Руководство по управлению безопасностью полётов Doc 9859-AN/460 ICAO).

Увеличение пассажировместимости современных самолётов давно поставило катастрофу самолёта в разряд национального бедствия.

Поэтому для обеспечения БП необходимо предусмотреть и практически выполнить все необходимые меры, касающиеся специальной подготовки и точного исполнения обязанностей лётным и диспетчерским составом, надёжности оборудования, авиационной техники и подготовки к полёту воздушного судна, а также правильного прогнозирования и оценки обстановки и метеоусловий, в которых будет осуществляться полет.

Для решения проблемы безопасности на воздушном транспорте проводятся каждодневные работы и мероприятия, направленные на совершенствование организации, технического оснащения и повышение квалификации персонала всех служб воздушного транспорта, на создание потенциально безопасного летательного аппарата, соответствующего уровню и условиям эксплуатирующих организаций, на обеспечение выживаемости пассажиров и экипажа при попадании летательного аппарата в аварийную ситуацию.
 

Безопасность полетов является наивысшим приоритетом деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Предприятие считает своим долгом использовать все доступные ресурсы для достижения высочайшего уровня безопасности полетов, выполнения государственных требований по обеспечению безопасности полетов. Ответственность за обеспечение безопасности полетов возложена на весь персонал от генерального директора до рядовых работников.

Одна из стратегических целей предприятия: обеспечение заданного государственным регулирующим органом приемлемого уровня безопасности полетов при удовлетворении потребностей пользователей в увеличении объемов перевозок.

В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» введена система управления безопасностью полетов при ОрВД. Это обеспечивает системный контроль показателей безопасности, выявление и устранение опасных факторов до того, как они приведут к авиационным происшествиям и инцидентам, нацеленность предприятия на постоянное повышение безопасности полетов в будущем.

Важно понять, что относительные показатели указывают, насколько авиатраспортная система безопасна.

Авиационные происшествия и инциденты практически никогда не бывают следствием какой-либо одной причины, а происходят в результате взаимосвязи нескольких аварийных факторов. Взятые поодиночке аварийные факторы могут показаться несущественными, но в совокупности с другими, они способны составить последовательность не связанных друг с другом событий, которая приводит к авиационному происшествию.

Для наглядного представления взаимосвязей между различными компонентами авиационной системы используется модель SHELL.
Эта модель представляет собой одну из разработанных традиционных систем «человек-машина-среда».

Основное внимание в ней уделяется человеку и его взаимодействию с другими компонентами авиационной системы.

Важнейшей задачей обеспечения полетов при УВД является заблаговременный поиск и устранение опасных факторов, которые могут привести к авиационным происшествиям и инцидентам.

- субъект – L (Liveware) – весь авиаперсонал, от руководства до непосредственных исполнителей, авиаработников;

- объект – H (Hardware) – техническая часть АТС: оборудование, машины, технологии;

- процедуры – S (Software) – документация, правила, подготовка, обучение;

- среда – E (Еnvironment) – эксплуатационные условия, условия на рабочих местах, в которых взаимодействуют другие элементы модели L, H, S.

В центре блок-схемы находится субъект – L – человек, главное звено авиационной системы.

Именно он непосредственно взаимодействует с другими.

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.