Глоссарий

А

АЛФАВИТ ИКАО, АВИАДИСПЕТЧЕР


«АВИАДИСПЕТЧЕР — человек, находящийся на земле, но мысленно всегда впереди летящего самолёта и устраняет на его пути все возможные препятствия, обеспечивая тем самым, безопасность полётов».  

Тетерин  Михаил Афанасьевич начальник кафедры Управления воздушным движением Высшего авиационного училища Гражданского воздушного флота СССР, 1964 год.

 

Авиадиспетчер – специалист осуществляющий управление движением воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома. 

Полагаем, что ознакомшись со статьёй Л.К. Щербакова, опубликованной им в 2016 году, на тему: "Воздушное движение: управлять или обслуживать?" вы сможете составить для себя более широкое представление относительно указанных понятий и определений,  см. здесь >>

Дата, связанная с исторически значимым событием, касающимся появления данной специальности и профессии, создания подразделений (служб) управления воздушным движением ни ранее в СССР, ни в Российской Федерации не была установлена и, соответственно, официально не объявлена.

Принято считать, что впервые элементы диспетчерской системы руководства движением самолётов на воздушных линиях были частично введены в 1929 году во время опытной эксплуатации воздушной линии магистрального значения Москва-Иркутск протяжённостью 4700 км. Диспетчерские функции тогда выполняли работники аппарата начальника эксплуатационного отдела Управления воздушной линии. Связь осуществлялась с начальниками аэропортов, в основном при помощи телеграфа Народного Комиссариата путей сообщения. Сведения о движении самолётов сообщались в Управление воздушной линии начальниками аэропортов, а в Управлении в свою очередь вёлся график движения самолётов (время-путь). На опыте применения элементов диспетчерского руководства полетами на данной воздушной линии в 1930 году было разработано и введено в действие первое «Положение о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР».

Подробнее о профессии Авиадиспетчер  - инженер по управлению воздушным движением 

Профессия авиадиспетчера считается одной из самых стрессовых, сложных и ответственных.

Специалисты, сидящие за мониторами, как правило, вооруженные лишь гарнитурой с микрофоном и наушником, руководят воздушным и наземным движением в границах зоны ответственности своего диспетчерского пункта.

Например, диспетчер группы обеспечения планирования воздушного движения составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами и со своими коллегами из других аэропортов.

Диспетчер руления регулирует наземное движение, разрешает запуск двигателей самолета, направляет воздушное судно к определенному выходу, определяет маршрут руления для вылетающего ВС к предварительному старту рабочей взлетно - посадочной полосы (ВПП) и обратно для прилетающего ВС, от места сруливания с  ВПП на рулежную дорожку и до места стоянки ВС на перроне, координирует машины сопровождения, буксиры.

Диспетчер Вышки совмещает несколько технологических функций по управлению движением (диспетчер старта и посадки), как на земле (на площади маневрирования), так и в воздухе в строго определенной зоне ответственности при прилете и вылете ВС.

Вышеперечисленные диспетчеры, как правило, работают непосредственно в аэропорту на аэродромном командно-диспетчерском пункте (АКДП или КДП) и предоставляют так называемое аэродромное диспетчерское обслуживание.

Дальше «бортом» управляет диспетчер круга.

Он работает с прилетающими и вылетающими судами в своей зоне ответственности (выделенном воздушном пространстве по удалению и высоте) и по достижению ВС рубежа приема-передачи, передает управление воздушным движением смежному диспетчерскому пункту.

Следующим видом диспетчерского обслуживания является диспетчерское обслуживание подхода. Этот вид обслуживания воздушного движения предоставляется диспетчерским пунктом подхода (ДПП) и соответственно диспетчером подхода.

Зона ответственности диспетчера подхода располагается еще выше, и он обслуживает воздушное движение внутри своей выделенной воздушной зоны.

Диспетчер подхода определяет очередность захода на посадку, занимается построением необходимых интервалов эшелонирования перед посадкой и после взлета, передает всю необходимую аэронавигационную информацию и выполняет множество других действий, описанных в соответствующем руководящем документе, называемом технология работы диспетчера.

Далее уже следующая цепочка диспетчеров – это диспетчеры РЦ (районного центра), они обслуживают воздушное движение на воздушных трассах в верхнем воздушном пространстве.

Их рабочее место находится в Региональном центре Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД).

В случае полета в нижнем воздушном пространстве, ВС передается под управление местному диспетчерскому пункту (МДП) или диспетчеру полетно-информационного обслуживания (ПИО). Они руководят полетами и предоставляют ВС полетную информацию вдали от крупных авиаузлов и трасс с интенсивным движением в нижнем воздушном пространстве.

Для успешного выполнения своей работы любому авиадиспетчеру требуется множество знаний: воздушной навигации, авиационной метеорологии, правил и инструкций, регламентирующих детальным образом все аспекты его профессиональной деятельности, четвертый уровень английского по шкале ICAO (международная организация гражданской авиации).

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально повысить уровень точности и, соответственно, безопасности в управлении полётами.

Для этого необходима периодическая учеба (повышение квалификации обязательно раз в три года), ведь всё, что связано с процессами ОрВД беспрерывно совершенствуется и изменяется!

Также важен контроль здоровья специалистов ОВД, осуществляемый посредством медицинских проверок (прохождение врачебно-летной экспертной комиссии). Диспетчер должен соответствовать медицинским требованиям, изложенным в Федеральных авиационных правилах «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».

Чтобы стать авиадиспетчером, нужно пройти обучение в течение 3-4 лет в специализированных средних и 5 лет в высших учебных заведениях.

В России готовят соответствующий персонал в трех высших и трех средних образовательных учреждениях, подведомственных Росавиации. (История профподготоки, см. здесь >)

Кроме того, в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации авидиспетчеров (специалистов ОВД) принимает участие Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт аэронавигации», учредителем которого является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Чтобы получить допуск к самостоятельной работе диспетчер должен пройти стажировку под руководством диспетчера-инструктора. Объем стажировки персонала ОВД на диспетчерских пунктах при получении допуска к работе составляет:

- на рабочем месте от 90 до 300 часов,

- на диспетчерском тренажере от 10 до 75 часов.

После обучения и стажировки диспетчер получает свидетельство, которое требуется подтверждать раз в два или три года (в зависимости от класса).

Выбравшие эту почетную и соответственно, высокооплачиваемую профессию специалисты должны быть максимально ответственными, стрессоустойчивыми, эмоционально сдержанными, развитыми умственно и физически. Они также должны обладать такими особенностями как быстро концентрироваться, иметь отменную реакцию и великолепную память.

Работа авидиспетчера командная, в котрой отсутсвует конкуренция в общепринятом её понимании. Поэтому в коллективе смен авиадиспетчеров всегда на высоте взимопонимание и дружеская обстановка.

 

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.