Глоссарий
Трассы воздушные
Воздушные трассы, как и дороги, требуются для того, чтобы упорядочить потоки воздушных судов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства.
В России общее количество воздушных трасс | 918 |
Общая протяженность воздушных трасс | 722 164 км |
Международные воздушные трассы (611) | 563 112 км |
Внутренние воздушные трассы (272) | 140 131 км |
Маршруты зональной навигации (35) | 18 921 км |
Каждая воздушная трасса имеет своё наименование.
Согласно ФП ИВП 138:
"воздушная трасса" - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;
"маршрут обслуживания воздушного движения" - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;
"маршрут полета" - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;
"маршрут зональной навигации" - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
"международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;
"местная воздушная линия" - контролируемое воздушное пространство (ниже эшелона перехода) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;
В России утверждаются маршруты ОВД, которыми являются воздушные трассы (международные и внутренние), маршруты зональной навигации, местные воздушные линии (международные и внутренние).
Через воздушное пространство Российской Федерации проходит воздушная транзитная система маршрутов, их классификация одобрена Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в 1999 году.
В России применяется географическая классификация транзитных маршрутов ОВД по основным направлениям:
- Кроссполярные маршруты ОВД, использующиеся для выполнения полетов из Северной Америки на Ближний Восток, в Азию и Юго-Восточную Азию;
- Транссибирские, связывающие Европу с Юго-Восточной Азией;
- Трансазиатские, соединяющие Европу с Азией;
- Азиатские, соединяющие Европу с государствами Ближнего Востока;
- Трансвосточные, соединяющие Северную Америку с Юго-Восточной Азией;
- Трансполярные, а также Калининградские маршруты ОВД.
С точки зрения авиационного транзита из Европы и Северной Америки в Юго-Восточную Азию, Индию, на Ближний Восток Россия играет важную роль в силу своего географического положения - привлекательности воздушного пространства Российской Федерации.
По кроссполярным маршрутам ОВД выполнение регулярных полетов началось 1 февраля 2001 года. На начальном этапе использовалось 4 маршрута, однако в последствии наметилось устойчивое развитие данных маршрутов, и в настоящее время их 18.
Увеличение количества маршрутов по всем направлениям осуществляется на постоянной основе, в т.ч., с учетом интересов пользователей воздушного пространства, реализуются мероприятия по переходу к воздушному пространству свободной маршрутизации.