Глоссарий
Вижу, слышу, управляю
ВИЖУ, СЛЫШУ, УПРАВЛЯЮ – ЭТО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СО ВРЕМЕН СССР.
НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР >>
ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
6.1. Основные требования
6.1.1. Управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полета в воздушном пространстве СССР, настоящего Наставления, Наставления по службе движения в гражданской авиации СССР (НСД ГА) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов).
6.1.2. Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:
– планирование и координирование воздушного движения;
– непосредственное УВД;
– контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.
6.1.3. Главными задачами УВД являются:
– обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами воздушных судов заданий на полет;
– обеспечение регулярности и экономичности полётов при эффективном использовании воздушного пространства.
Эти задачи решаются путем:
– организации УВД, планирования и обеспечения воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах, в районах авиационных работ и аэродромов;
– координирования совместно со взаимодействующими органами УВД полетов авиации различных ведомств, включая перераспределение потоков воздушных судов в соответствующих зонах и районах УВД;
– непосредственного управления движением воздушных судов при рулении (буксировке) и в полете;
– доведения до заинтересованных органон и экипажей воздушных судов запретов и ограничений полетов и контроля за их соблюдением; – принятия мер по предотвращению столкновений воздушных судов на земле и в полете; – принятия своевременных мер по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие, и в других особых случаях в полете.
Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации» >
«...Организация воздушного движения (ОрВД) представляет собой динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций...»
Вижу, слышу, управляю - это не только об авидиспетчерах.
Большая часть работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – это авиадиспетчеры, инженеры и техники радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.
Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание).
Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства (АНО) включает в себя:
- Организацию воздушного движения (ОрВД), состоящую из:
Обслуживания (управления) воздушного движения (ОВД);
Организации потоков воздушного движения (ОПВД);
Организации воздушного пространства в целях обеспечения ОВД и ОПВД; - Предоставление пользователям услуг, оказываемых посредством средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (РТОП и АС), каналов связи и информационному обеспечению;
- Обеспечение аварийного оповещения органов и служб, организующих поисково-спасательные работы, обеспечение координации полетов воздушных судов при проведении поисково-спасательных работ;
- Планирование и координирование использования воздушного пространства;
- Передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации Российской Федерации;
- Передачу органам ОрВД сопредельных государств в установленном порядке аэронавигационной и справочной информации, а также радиолокационной, плановой и другой информации о движении воздушны судов;
- Сбор, обработку, хранение аэронавигационной информации и доведение до подразделений ОВД необходимой аэронавигационной информации по структуре воздушного пространства и ОВ;
- Разработку схем и процедур маневрирования в районах аэродромов, вертодромов, включая схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии, специальные зоны.
Обслуживание воздушного движения представляет собой общий термин и состоит из следующих трех видов обслуживания:
диспетчерского обслуживания;
полетно-информационного обслуживания;
аварийного оповещения.
Непосредственное управление воздушным движением (УВД) начинается с момента запуска двигателей самолета или вертолета (начала руления, буксировки) и продолжается до их выключения после заруливания на стоянку.
Оно включает в себя:
Предотвращение опасных сближений и столкновений воздушных судов в полёте и с препятствиями на аэродроме посредством их эшелонирования (рассредоточения) в движении на безопасные интервалы, установленные правилами УВД;
Принятие своевременных мер по оказанию помощи экипажу воздушного судна, терпящему бедствие или встретившемуся в полёте с особыми случаями, угрожающими его безопасности;
Доведение информации до экипажей воздушных судов о метеоусловиях и воздушной обстановке в районе ответственности, о состоянии аэродромов, работе средств связи и радиотехническом обеспечении полётов и посадки, передачу других данных, необходимых для безопасного выполнения полёта;
Извещение органов, осуществляющих поисковые и аварийно-спасательные работы, о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие.
Непосредственное УВД в зависимости от технической оснащенности осуществляется: при наличии непрерывного радиолокационного контроля за полетами – с соблюдением принципа «вижу, слышу, управляю».
Обслуживание воздушного движения – это прежде всего система согласованных действий по обеспечению полётов летательных аппаратов, имеющая целью предотвращение столкновений между ними (а при движении по площади маневрирования аэродрома, кроме того, - с препятствиями на этой площади), поддержание упорядоченного потока движения воздушных судов, обеспечение экипажей информацией, необходимой для выполнения полёта, а также извещение органов поисково-спасательного обеспечения о летательных аппаратах, терпящих бедствие…
Знаки отличичия за УВД
Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» является одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта персонала обслуживания воздушного движения, обеспечивающего многолетнюю безаварийную работу при управлении воздушным движением.
Нагрудным знаком отличия «За безаварийное УВД» награждаются представители диспетчерского, инспекторского, инструкторского, руководящего состава, непосредственно участвующие в обеспечении воздушного движения (далее – персонал по организации воздушного движения), не имеющие случаев нарушений и ошибок при управлении воздушным движением, приведших к авиационным происшествиям и/или инцидентам, а также к нарушениям порядка использования воздушного пространства.
Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» имеет три степени:
- нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени;
- нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени;
- нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» III степени.
Высшей степенью знака отличия является I степень.
Нагрудным знаком отличия I степени награждается персонал по организации воздушного движения, имеющий стаж безупречной, безаварийной работы в службе управления воздушным движением на протяжении 15 лет и более.
Нагрудный знаком отличия II степени награждается персонал по организации воздушного движения, имеющий стаж безупречной, безаварийной работы в службе управления воздушным движением на протяжении 10 лет.
Нагрудным знаком отличия III степени награждается персонал по организации воздушного движения, имеющий стаж безупречной, безаварийной работы в службе управления воздушным движением на протяжении 5 лет.