Почему (в связи с чем) систему УВД СССР и ОрВД РФ называют Единой?
С момента образования воздушного флота, а также организации первых воздушных линий,
функции по использованию воздушного пространства (ИВП) и руководству движением самолетов - управлению воздушным движением (УВД) в СССР осуществлялись военными и гражданскими специалистами соответствующих органов оборонного и гражданского ведомств
(после ряда переименований – это Министерство обороны и Министерство гражданской авиации СССР).
При этом право принятия решения относительно использования воздушного пространства, как в военное так и в мирное время, принадлежало только военному ведомству.
Соответственно система управления воздушным движением СССР состояла из двух подсистем - военной и гражданской, разной подведомственности.
В 50-е годы как военная, так и гражданская авиация вступили в период интенсивного развития. Произошли количественные и качественные изменения их самолетных парков, а также увеличилась потребность ведомств в использовании воздушного пространства.
По всей стране интенсивно строились гражданские аэродромы (аэропорты), ежегодно увеличивалась протяженность воздушных трасс и местных воздушных линий, а также возникла потребность в расширении диапазона высот (эшелонов) на них. На воздушные авиалинии вышло большое количество новых пассажирских самолетов.
Все это привело к значительному увеличению интенсивности использования воздушного пространства страны со стороны как военной, так и гражданской авиации, что существенно усложнило решение задач ИВП и УВД, а также привело к повышению требований по оперативности взаимодействия между всеми ведомственными органами управления полетами в целях обеспечения безопасности и рационального использования воздушного пространства страны.
Вместе с тем, основной принцип управления полётами (воздушным движением) во внеаэродромном воздушном пространстве и, прежде всего, по воздушным трассам и местным воздушным линиям оставался неизменно разноведомственным.
Так, при полете воздушных судов гражданской авиации по воздушным трассам управление ими осуществлялось диспетчерскими пунктами служб управления воздушным движением (УВД) подразделений, входящих в структуру Министерства гражданской авиации (ГВФ - МГА), а при полете по ним транспортных военных воздушных судов — пунктами наведения ПВО и командными пунктами управления полетами Воздушной армии (КП УП ВА) Военно-воздушных сил Министерства обороны (ВВС МО).
Таким образом, независимые и не имеющих зачастую оперативной связи между собой органы (пункты) управления полетами (воздушным движением) управляли и осуществляли контроль за воздушные судами, находящимися в одном и том же воздушном пространстве, при этом используя информацию об их местонахождении, получаемую из различных источников. Такая организация управления полетами противоречила элементарным требованиям обеспечения безопасности.
Создавшееся положение с течением времени постоянно усугублялось, что не могло остаться без внимания со стороны высшего руководства страны.
В июле 1952 года было принято Постановление Совета Министров СССР (Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин) № 018484-52 «О создании и развитии УВД в стране», которым впервые в истории страны ставилась задача создания и развития Единой государственной системы управления воздушным движением: «…Представить в Совет Министров СССР в двухмесячный срок предложения по Единой государственной авиационной диспетчерской службе и установлению единого режима в воздушном пространстве СССР».
Распоряжением Главнокомандующего ВВС от 19.07.1952 года была создана межведомственная комиссия, которой были разработаны ряд предложений в интересах повышения безопасности полетов, направленных на улучшение процессов управления ВС как по линии гражданской, так и военной авиации, а также подготовлен проект соответствующего Постановления Совета Министров СССР. Однако, в силу ряда причин работа этой комиссии проходила в «вялотекущем режиме» и через некоторое время вообще прекратилась. Предложения Комиссии не были реализованы, а в январе 1956 года этот вопрос был снят с рассмотрения.
Частично этому способствовало и то, что руководством МО (ВВС) и ГВФ было принято совместное решение о возложении с 1 апреля 1955 г. на диспетчерскую службу гражданской авиации обязанностей по непосредственному управлению всеми ВС (фронтовой, дальней, военно-транспортной авиации, ПВО, военно-морского флота, ДОСААФ), выполняющими полеты по воздушным трассам, за исключением районов городов Москва, Хабаровск и Саратов (Приказ ГК ВВС № 872 от 04.03.55 г.). Это решение, безусловно, было направлено на повышение уровня безопасности полетов и фактически явилось началом организации управления полетами (воздушным движением), при котором управление ВС в определенном воздушном пространстве независимо от их ведомственной принадлежности осуществлялось с единого пункта управления.
Однако, в условиях роста интенсивности использования воздушного пространства, продолжалось увеличение количества нарушений установленного режима полета и возникновения предпосылок к тяжелым летным происшествиям, связанным с опасными сближениями ВС в полете, наибольшее количество которых приходилось на самолеты разной ведомственной принадлежности.
Это означало, что действующий ведомственный принцип управления не обеспечивал необходимого качества взаимодействия между военными и гражданскими органами управления полетами и воздушным движением, как не обеспечивал и рациональное использование воздушного пространства страны, что приводило к существенным экономическим потерям и снижению уровня боеготовности военной авиации.
Указанное положение дел в области УВД и ИВП требовало принятия неотложных мер в интересах совершенствования этих процессов.
В этой связи, Распоряжением Совета Министров СССР № 1521 от 26 мая 1960 года «Об обеспечении перелетов военных самолетов по трассам ГВФ на территории СССР» на соответствующие органы гражданской авиации были возложены обязанности непосредственного УВД воздушных судов, выполнявших полёты по трассам ГВФ в воздушном пространстве страны.
Также в 1960 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 901-377 «О создании единой государственной системы автоматизированного управления воздушным движением».
Постановлением предусматривалась разработка и проведение комплекса связанных организационно-технических мероприятий в три этапа. Однако, по ряду причин, выполнен был только первый этап по совершенствованию отдельных технических средств, предназначенных для решения задач УВД.
В июле 1969 года в районе г. Юхнова произошло столкновение 2-х самолетов — Ил-14, принадлежавшего гражданской авиации, и Ан-12 военно-транспортной авиации, перевозившего призывников-десантников. В катастрофе погибло более 160 человек. Причиной катастрофы явилось нарушение режима полетов экипажем Ил-14, который, обходя грозовое облако, несанкционированно отклонился от воздушной трассы и изменил эшелон полета. Управление полетами самолетов осуществлялось из разных пунктов, а именно: полет Ил-14 контролировался диспетчером Внуковского РДП, а полет Ан-12 — офицером КП ВВС МВО.
Для расследования причин этой катастрофы была создана Государственная комиссия под председательством командующего ВТА маршала авиации Скрипко Н.С.
Комиссия пришла к выводу о необходимости эволюционного перехода от существующей системы УВД к перспективной в форме Единой государственной системы автоматизированного управления воздушным движением (ЕГ АС УВД) страны, организационную и техническую структуру которой составляла бы Единая структура органов УВД, включающая элементы управления полетами, ранее входящие в различные ведомства (МГА и ВВС МО), а также их технические средства.
Для координации работ по дальнейшему исследованию путей создания ЕГ АС УВД в 1970 г. была создана Межведомственная комиссия под председательством заместителя НГШ ВВС по летным службам генерал-лейтенанта авиации Пушкина А.И., в состав которой входили представители МО (ВВС, ПВО), МГА, МРП, МАП, Гидромета и др. (Задорожный А.И., Савельев О.П., Минаев И.Н., Заворызгин Б.С., Хариков А.А., Заблоцкий В.Ф., Ларионов Л.А., Ткач Т.В. и др.). Комиссия получила неофициальное наименование — военно-научная группа (ВНГ).
В течение 1970 года ВНГ собиралась эпизодически для обсуждения путей реализации соответствующего плана мероприятий, разработанного в интересах выполнения Постановления № 901- 322, а также для согласования ряда спорных вопросов между ВВС МО и МГА. К началу 1971 г. стало ясно, что военные и гражданские оппонирующие стороны из состава Группы полностью исчерпали свои доводы.
В создавшейся обстановке от руководства ВВС МО и МГА требовалось принятие соответствующих решений, обеспечивающих сближение позиций военных и гражданских специалистов и, следовательно, дальнейшую работу ВНГ.
Первую встречу Главнокомандующего ВВС — главного маршала авиации Кутахова П.С. и Министра гражданской авиации главного маршала авиации Бугаева Б.П., на которой должны были рассматриваться эти проблемы, планировалось провести в мае 1971 года.
Для получения объективных данных о положении дел на местах (и особенно в районах с высокой интенсивностью полетов) ранней весной 1971 г. на специально выделенном от ВВС самолете специалисты ВНГ во главе с генерал-лейтенантом авиации Пушкиным А.И. в течение 10 дней изучали работу КП УП ВА (г. Киев), Бориспольском и Харьковском РДП, КП УП ВА (г. Ростов-на-Дону), Ростовском, Краснодарском, Волгоградском и Сочинском РДП, а также КП УП ВА (г. Ленинград) и Ленинградском РДП для доклада руководителям ВВС и МГА.
Картина на всех этих пунктах управления была примерно одинаковой: помещения требовали капитального ремонта, техника была старая и ее не хватало, разобщенность военных и гражданских диспетчеров требовала организации надежного взаимодействия, которое было затруднено отсутствием наземных каналов связи, радиолокационный контроль был очаговым и т.п.
Военные и гражданские специалисты, непосредственно решающие задачи УВД на местах, единодушно высказывали мнение о необходимости принятия срочных мер, обеспечивающих безопасность и регулярность полетов, и в этой связи целиком и полностью одобряли структурную и техническую идеологию построения ЕГ АС УВД страны.
В этих условиях представители ВНГ согласились, что руководство ВВС МО и МГА прежде всего необходимо ориентировать на принятие конструктивных решений, ввиду того, что, кроме невыполнения (по установленным срокам) Постановления № 901-322, чему можно было бы найти соответствующее обоснование, безопасность полетов продолжала оставаться на чрезвычайно низком уровне и вероятность возникновения ситуации аналогичной «Юхновской» была очень высока.
17 мая 1971 года состоялась встреча Главнокомандующего ВВС МО и Министра гражданской авиации, на которой с докладом выступил Начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник авиации Силантьев А.П., который четко объяснил присутствующим фактическое состояние дел в военной и гражданской авиации в области УВД, а также идеологию построения и принципы функционирования Системы УВД страны в свете мер, принимаемых для устранения существующих недостатков.
Оба главных маршала авиации с пониманием отнеслись к рассматриваемой проблеме и пришли к выводу о необходимости совместной подготовки (от ВВС МО и МГА) документов о создании Единой системы УВД для представления в Правительство.
Кроме этого, было принято принципиальное решение о создании на базе РДП Харькова, Киева, Волгограда, Краснодара и Ростова опытных совмещенных (ВВС и МГА) маршрутно-трассовых центров, которые начали функционировать в конце 1971 года.
7 февраля 1972 года состоялась вторая встреча Главнокомандующего ВВС главного маршала авиации Кутахова П.С. и Министра гражданской авиации главного маршала авиации Бугаева Б.П., на которой в присутствии генерала Модяева И.Ф. и Заместителя министра гражданской авиации Ковтюха Н.Г., состоялся свободный обмен мнениями по вопросам о подчиненности системы и единоначалии при управлении в процессе её функционирования.
По результатам встречи было принято решение о продолжении работ с указанием их исполнителям найти согласованное компромиссное решение по всем спорным вопросам, а также подготовить соответствующее Постановление Совета Министров.
Возможно, подготовка Постановления о создании ЕС УВД СССР длилась бы дольше, если бы в октябре 1972 г. не произошло очередное тяжелое летное происшествие (катастрофа произошла в аэропорту Шереметьево при заходе на посадку Ил-62).
Для расследования этой катастрофы, получившей большой международный резонанс, была создана государственная комиссия под председательством Секретаря ЦК КПСС (по оборонным вопросам) Дмитрия Фёдоровича Устинова.
В процессе работы этой комиссии представители МГА, МРП и МАП старательно стремились доказать свою (ведомственную) непричастность к катастрофе. Более двух месяцев комиссия пыталась установить причину катастрофы, и в итоге виновным оказался диспетчер, контролировавший полет самолета «по коробочке» и обнаруживший пропажу радиолокационной отметки на ИВО, о чем им было своевременно доложено руководителю полетов.
В интересах устранения в будущем подобных катастроф Д.Ф. Устинов потребовал исключить все возможные предпосылки к ним.
В этой связи Министр гражданской авиации Бугаев Б.П. доложил ему, что ВВС и МГА подготовили проект Постановления о «Создании Единой системы управления воздушным движением СССР», и он же потребовал включить в Постановление о катастрофе соответствующие предложения, ускоряющие практическую реализацию внедрения ЕС УВД СССР.
В результате 16 февраля 1973 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации», которое стало базисной основой для принятия в дальнейшем ряда других решений, конкретизирующих и развивающих его отдельные положения.
С позиции развития и совершенствования системы УВД страны наиболее важными были третий и четвертый пункты данного Постановления.
Так, в третьем пункте предписывалось принять предложения Министерства обороны (МО) и Министерства гражданской авиации (МГА) о создании в 1973-1980 гг. Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени, для чего этим министерствам предлагалось:
- в месячный срок образовать межведомственную (МО и МГА) комиссию под председательством представителя МО (ВВС) для решения организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием ЕС УВД;
- сформировать в 1973 году на Европейской части территории страны с наиболее интенсивным движением на базе существующих пунктов управления гражданской и военной авиации, совмещенные зональные и районные центры ЕС УВД, а также Главный центр ЕС УВД страны в Москве, сохранив существующий порядок ответственности министерств и ведомств за обеспечение полетов самолетов в воздушном пространстве.
Содержание четвертого пункта Постановления касалось вопросов, связанных с глубокой научной проработкой проблем развития и совершенствования системы, а также решения задач планирования ИВП и УВД в интересах всех пользователей воздушного пространства страны.
Постановлением определялось, что в целях проведения работ по повышению безопасности и регулярности полетов следует принять предложение МГА, МО, МРП и МАП, согласованное с Госпланом СССР и Госкомитетом Совмина СССР по науке и технике, о создании в системе МГА Научно-экспериментального центра автоматизации УВД (НЭЦ АУВД), возложив на него комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и военной авиации, имея также в виду использование этого Центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ.
Принято считать, что именно с даты издания данного Постановления начался новый качественный этап становления и развития Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД), на котором Министерство обороны и Министерство гражданской авиации совместно с другими заинтересованными ведомствами от общих разговоров перешли к действиям, связанным с непосредственным её созданием.
Совместным Приказом Министерства обороны СССР и Министерства гражданской авиации СССР № 140 от 30.06.73 г.
была создана внештатная Межведомственная комиссия (МВК).
История деятельности МВК ЕС УВД СССР - ЕС ОрВД РФ с 1973 по 2004 годы, см. здесь >
Главной задачей внештатной Межведомственной комиссии (МВК), созданной вышеназванным совместным Приказом, было решение организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием Единой системы управления воздушным движением Советского Союза (ЕС УВД СССР). Председателем первой в истории отечественной аэронавигации МВК был назначен Главный маршал авиации, Главнокомандующий ВВС СССР Кутахов Павел Степанович, который возглавлял МВК ЕС УВД СССР с 1974 по 1984 годы.
Определен состав ЕС УВД СССР:
— Междуведомственная комиссия Единой системы управления воздушным движением Советского Союза (МВК ЕС УВД СССР);
— зональные междуведомственные комиссии Единой системы управления воздушным движением СССР;
— центры Единой системы управления воздушным движением СССР.
Установлено, что Междуведомственная комиссия ЕС УВД СССР является общесоюзным органом, состоит при Главкоме ВВС — заместителе Министра обороны и осуществляет общее руководство органами ЕС УВД СССР.
Необходимо отметить, что Междуведомственная комиссия состояла не только из представителей Минобороны и МГА СССР, в её состав также входили: представители научных организаций, Министерства авиационной промышленности, Министерства радиопромышленности, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства связи СССР, Министерства промышленности средств связи, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Государственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР и ЦК ДОСААФа СССР.
Для участия в работе МВК ЕС УВД СССР, через соответствующие министерства, ведомства и организации, приглашались представители основных пользователей воздушного пространства (которых в СССР было более 20, см. здесь >), а также привлекались высококвалифицированные специалисты для консультаций и экспертиз.
Постановлением Совета Министров СССР от 30.04.1990 г. № 430 «О дальнейшем совершенствовании Единой системы УВД СССР»
принято решение образовать Государственную комиссию по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Совете Министров СССР (Госаэронавигация СССР),
возложив на неё решение организационных вопросов по совершенствованию ЕС УВД СССР путем перехода от ведомственных принципов ее формирования и функционирования к вневедомственным, в последующем — практическое руководство указанной системой.
В 1991 ГОДУ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА СССР от 04.04.1991 г. № УП-1766
"О повышении безопасности полетов и упорядочении использования воздушного пространства СССР"
функции МВК ЕС УВД СССР были переданы Госаэронавигации СССР.
СТРУКТУРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УВД СССР (1991 - 1992), см. здесь >
В 1992 году Указом Президента РФ от 27.02.1992 г. № 200 была образована Комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве Российской Федерации» (Росаэронавигация), см. здесь >
(Правительство РФ в то время возглавлял Президент России).
УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО:
- Росаэронавигация является правопреемником бывшей Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Совете Министров СССР (Госаэронавигация СССР);
- до принятия нормативных актов Российской Федерации по вопросам использования воздушного пространства и управления воздушным движением сохраняется установленный порядок функционирования и финансирования органов Единой системы управления воздушным движением, расположенных на территории России, а также их юридический статус, включая права, льготы и преимущества работников этих органов (в том числе военнослужащих), в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
СТРУКТУРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УВД РФ (1993 - 2004), см. здесь >
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1148
I. Общие положения
1. Единая система управления воздушным движением Российской Федерации предназначена для организации использования воздушного пространства, управления воздушным движением, рационального распределения воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, обеспечения безопасности полетов, а также контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства.
2. Единую систему управления воздушным движением Российской Федерации составляют военные и гражданские органы управления воздушным движением.
3. Общее руководство организацией использования воздушного пространства Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации.
4. Права, ответственность и взаимоотношения органов Единой системы управления воздушным движением определяются Положением об использовании воздушного пространства Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
5. Материально-техническое обеспечение органов Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации организуется и осуществляется соответствующими структурами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с соглашениями между указанными министерствами, предусматривающими их долевое участие.
6. Обоснование и разработку концепции развития системы управления воздушным движением Российской Федерации осуществляют Государственный научно-исследовательский институт "Аэронавигация" Министерства транспорта Российской Федерации и научное экспериментально-исследовательское управление Министерства обороны Российской Федерации.
7. Решения органов Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации в пределах своей компетенции являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами при осуществлении ими деятельности, связанной с организацией управления воздушным движением, использованием воздушного пространства, а также другой деятельности, представляющей угрозу безопасности полетов.
8. Деятельность органов Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации в особый период определяется специальным Положением.
В связи со всем вышеизложенным слово «Единая» в названии ЕС УВД СССР – ЕС ОрВД РФ
до определенного времени несло в себе весьма важное смысловое и историческое значение!
Примечание: Всё, что изложено в этой публикации, а также последующие события и решения, связанные с развитием и совершенствованием ЕС ОрВД РФ, более подробно описаны в соответствующих разделах Историко-информационного Портала проекта «История Аэронавигации России».