Дата создания IFATCA, но не международный день авиадиспетчера!

Почему до 2022 года именно 20 октября
авиадиспетчеров поздравляли с профессиональным праздником?

Только факты

Профессиональный праздник — День авиадиспетчера никогда официально не устанавливался ни в СССР,  ни в России (по состоянию на текущее время).

Бытует заблуждение, что установлен Международный день авиадиспетчера, который ежегодно отмечается 20 октября. 

Международные дни, призванные подчеркнуть значение избранных исторических событий и аспектов жизни людей отмечаются в мире на основании решений Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) и/или специализированных учреждений ООН.

Решений ООН и/или соответствующих организаций относительно учреждения Международного дня авиадиспетчера
никогда не было.

Что же на самом деле произошло 20 октября и как в России появилась традиция празднования
Международного дня авиадиспетчера именно в этот день?

20 октября 1961 года в столице Нидерландов Амстердаме было создано Международное объединение профсоюзных организаций авиационных диспетчеров, на английском языке — International Federation of Air Traffic Controllers’ Associations (IFATCA), в прямом переводе – Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Подробнее с историей IFATCA можно ознакомиться на сайте этой организации, см. здесь >

Следует отметить, что членами Ассоциаций (профсоюзов), входящих в IFATCA являются не только авиадиспетчеры.

В СССР интересы всех работников гражданской авиации, включая авиационных диспетчеров, представлял Центральный комитет отраслевого профсоюза авиаработников, входящий в структуру Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), после распада СССР — Федерация профсоюзов авиационных работников, которая и была  членом IFATCA до 1993 года.

4 — 5 апреля 1989 года в Ульяновске состоялась Учредительная конференция общественной организации авиадиспетчеров СССР, на которой была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров гражданской авиации (ВААД ГА), переименованная затем в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. Впоследствии 1 ноября 1991 года была создана Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). Спустя 1,5 года, после создания ФПАД России, в апреле 1993 года в IFATCA, вместо исключенной тогда же из этой организации Федерации профсоюзов авиационных работников России, была принята Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России.

Примечание: относительно членства следует отметить, что профсоюзные организации (ассоциации), претендующие на членство в IFATCA, декларируют (заявляют) количество членов, вступающих от национальной ассоциации (профсоюза) согласно которому впоследствии ими уплачиваются членские взносы в эту международную организацию.

Из истории:  например, с 1993 года (после вступления Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России в  IFATCA), количество заявленных членов ФПАД России в IFATCA составляло порядка 10% от общей численности членов ФПАД России, с последующим незначительным увеличением в зависимости от бюджета организации и размера взноса в соответствующей валюте, устанавливаемого IFATCA.
В этой связи утверждение, что с 1993 года все члены ФПАД России были членами IFATCA, — является заблуждением.
ФПАД России является членом  IFATCA с 1993 года в количестве заявленных членов профсоюза, пропорционально численности которых уплачивались членские взносы в IFATCA и выдавались членские карточки IFATCA (cм. здесь >).
Примечание: Принятие ФПАД России в IFATCA — это результат внутрипрофсоюзной борьбы и, отчасти, политических взглядов. Интересы авиадиспетчеров в IFATCA до 1993 г. представляли профсоюзы бывшего ВЦСПС (ФНПР) — это ФПАР и затем ОПАР.

На протяжении 90-х годов ФПАД России неоднократно поднимала перед авиационными властями Российской Федерации вопрос, связанный с учреждением профессионального праздника авиадиспетчеров, приуроченного к памятной дате, связанной с историей профессии и служб движения гражданской авиации СССР — России.  Однако, он так и не был даже рассмотрен.

В дальнейшем, в связи с бездействием по данному вопросу и безразличием авиационных властей того времени к истории отечественной Аэронавигации, представителями Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России: В.Г. КонусенкоВ.И. Ежовым и Д.К. Моисеевым в 1993 году было условлено, что в честь принятия ФПАД России в Международную федерацию ассоциаций (профсоюзов) авиационных диспетчеров (IFATCA), считать дату создания IFATCA – Днём авиадиспетчера и ежегодно поздравлять с этим событием всех коллег в России, странах СНГ и Прибалтики (бывших членов ФПАД СССР). Ответственным исполнителем был В. Ежов, который на протяжении семи лет (будучи зав.орг.отделом, вице-президентом, а затем президентом ФПАД России) накануне 20 октября каждого года направлял всем, включая представителей руководства гражданской авиации, поздравительные сообщения (в т.ч. по АФТН), письма  ФПАД России и открытки с Днём авиадиспетчера.

Изначально данные поздравления сопровождались ироническими замечаниями со стороны руководства отрасли о том, что такого дня не существует, затем, спустя годы (в течение которых сменилось более 5-ти руководителей гражданской авиации) в ответ, вероятно, исходя из общих принципов профессиональной этики или благосклонности авиационных властей ко всему, что связано с Западом, начали благодарить за полученные поздравления, а в последствии руководство, созданной Госкорпорации по ОВД и Федеральной аэронавигационной службы России продолжили сформировавшуюся традицию и уже сами стали поздравлять российских авиадиспетчеров с якобы Международным днём авиадиспетчера, не вдаваясь в подробности его истоков и не интересуясь основаниями для подобных заявлений (поздравлений).

Именно так в России и появилась традиция отмечать "Международный день авиадиспетчера" – 20 октября, который неформально отмечался, в т.ч. в среде специалистов ОВД некоторых стран СНГ и Прибалтики (бывших республик СССР).

Вместе с тем, в результате популяризации даты – 20 октября, проводимой ФПАД России до 2000 года, убежденность авиационных властей России в том, что дата создания IFATCA является Международным днём авиадиспетчера, в последующем стала выражаться в официальных ежегодных поздравлениях работников служб управления воздушным движением России с этим праздником не только со стороны руководства гражданской авиации России, ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», но и аэронавигационного сообщества ряда стран СНГ.

В 2021 году, впервые в истории России, с этим праздником российских авиадиспетчеров официально поздравил Министр транспорта Российской Федерации (см. Правительственная телеграмма Москва-650 966/04402 112 19/10 1259).

Выражая уверенность в том, что Минтранс России располагает соответствующим документом (решением), послужившим основанием для объявления (в указанной Правительственной телеграмме) даты 20 октября профессиональным праздником — «Международным днём авиадиспетчера», в целях устранения имеющегося «пробела» в истории отечественной и международной аэронавигации к Министру транспорта России было направлено обращение с просьбой о предоставлении копии данного документа.

В ответе на запрос Минтранс России письмом от 15.03.2022 года № 01-88-ПГ сообщил, что  такими сведениями не располагает, а указанная телеграмма не является признанием Минтрансом России указанного праздника, в дальнейшем поздравлений с международным днем авиадиспетчера в адрес ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» направляться не будет. 

В этой связи, ветеранами Аэронавигации России при поддержке работников подразделений Госкорпорации по ОрВД, расположенных более чем в 50% субъектах РФ, в многотысячных коллективах которых работают представители множества профессий и специальностей, в т.ч. членов   соответствующих общероссийских профсоюзов действующих в подразделениях Аэронавигационной системы России, в адрес авиационных властей, Минтранса России и Президента Российской Федерации было направлено обращение с общественной инициативой об установлении отечественного профессионального праздника – День работников Аэронавигации России 16 февраля. Подробнее об этой дате, см. здесь >>

---------------------------

Из письма ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: «По результатам повторного рассмотрения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее — Предприятие) письма МОД «Аэронавигация без Границ» № 52/ИК-п от 14.12.2021 г. о профессиональном празднике «День работников Аэронавигации России» сообщаю следующее.
Для представления мнения всего трудового коллектива было организовано рассмотрение в филиалах Предприятия инициативы МОД «Аэронавигация без Границ» от 17.11.2021 г. №48/ИК-п.
Из поступивших докладов руководства филиалов следует, что инициатива по учреждению профессионального праздника – День работника Аэронавигации России нашла поддержку в структурных подразделениях филиалов.
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» поддерживает инициативу Международного общественного движения «Аэронавигация без границ» об учреждении на государственном уровне профессионального праздника – День работников Аэронавигации России, объединяющего всех работников отрасли.

Генеральный директор И.Н. Моисеенко»

Письмо ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 11.01.2022 г., см. здесь >>

Результаты опроса мнений работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» >>

Данная инициатива была признана обоснованной и поддержана организациями российского авиационного сообщества:

—  Российской ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта >>;
— Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации >>;
— СРО «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» >>;
— Общероссийской Общественной организацией «Содружество ветеранов гражданской авиации России» >>.

----------------------------------

Настоящий исторический экскурс в отношении сложившейся традиции поздравлений, приуроченных к произошедшему 20 октября 1961 года, действительно историческому событию в международном профсоюзном движении авиадиспетчеров, кроме достижения цели, связанной с приобретением пользователями Портала дополнительной познавательной информации, также обращает внимание и на необходимость бережного отношения к истории отечественной Аэронавигации, её датам и событиям.

Отвечая же на поставленный вопрос, можно с полной уверенностью утверждать, что дата 20 октября никаким образом не связна ни со значимыми историческими событиями, касающимися появления этой специальности и профессии, ни с созданием подразделений (служб) управления воздушным движением ни в мире, ни в СССР, РСФСР, России.

Относительно консенсуса мнений международного профессионального сообщества, а также оснований для установления международного статуса чествования Дня авиадиспетчера 20 октября, также ничего не известно.

Для справки: IFATCA, являющаяся одной из представительных и авторитетных организаций в мировом аэронавигационном сообществе, никогда не объявляла дату своего создания (учреждения) – Международным днём авиадиспетчера.

Подразделения специалистов, осуществлявших управление движением на первых линиях воздушных сообщений, появились в Западной Европе и в СССР задолго до создания IFATCA.

Какой-либо иной информация по данному вопросу, подтверждающей, что до 1993 года кто-то кого-то официально поздравлял с Международным днём авиадиспетчера — 20 октября, не существует.

О ДНЕ АВИАДИСПЕТЧЕРА РОССИИ, ПРИУРОЧЕННОГО К ДАТЕ СОЗДАНИЯ 27 ОКТЯБРЯ 1931 ГОДА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В ГВФ, СМ. ЗДЕСЬ >>

___________________

Так случилось, что в России с 2014 года дата 20 октября также является и днём скорби, напоминающим об с ужасной трагедии — авиакатастрофе Falcon 50, произошедшей во Внуково. При крушении погибли все находившиеся на борту воздушного судна, в том числе президент французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери, в честь которого в России назван первый в мире ледокольный СПГ-танкер.

Решением Солнцевского районного суда города Москвы все подсудимые авиадиспетчеры и руководитель полетов были признаны виновными и привлечены к уголовной ответственности. Осужденные были приговорены к различным срокам заключения от пяти до шести лет колонии-поселения.

Уголовное преследование других подозреваемых из числа руководящего состава подразделений системы ОрВД продолжается на протяжении 9 лет с момента авиакатастрофы, отношении отдельных из них уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности) в связи с их ходатайствами.

Оправданных по данному уголовному делу — нет.

Обновление контента, изменения и редакционные правки нон-стоп.